Запчасти для грузовиков
Европа
Америка
8(861)292 22 66
нет фото

ФАС притормозила грузовики

2019-05-17 11:26:44

Traton и Hino Motors, производители, выпускающие грузовики, попали под прицел Федеральной антимонопольной службы. Компании намеревались создать совместное предприятие, которое объединило бы в России закупочные команды. Представители ФАС посчитали, что такой союз нарушает конкуренцию. Компании получили отказ в ходатайстве.

ПРИЧИН ДЛЯ ЗАПРЕТА НЕТ

При этом юристы не видят оснований для запрета. Hino Motors и Traton (грузовики Scania, MAN, Volkswagen), как отмечают эксперты, имеют хорошую репутацию. Упомянутое соглашение подразумевает сотрудничество в контексте закупок комплектующих. Как заявлено, детали не имеют «привязки к функциональному назначению коммерческого транспорта, в частности тормозных колодок, топливной подачи и топливных баков».

О своем решении концерны объявили осенью прошлого года. Совместное предприятие должно увеличить эффективность закупок. По прогнозам, СП должно было запуститься во второй половине 2019-го. Представители MAN не давали комментариев по поводу того, возможно ли в России совместное с Hino производство техники. Четкая позиция по этому вопросу до сих пор не озвучена.

ГЛОБАЛЬНАЯ СИНЕРГИЯ

По мнению специалистов, проект по закупке компонентов может дать синергию концернам. При этом в нашей стране объемы производства небольшие. Значит речь, скорее всего, идет об оптимизации количества сотрудников.

Автоэксперты отмечают, что крупные производители периодически объединяют закупочные команды, например, в рамках больших альянсов вроде Renault-Nissan АвтоВАЗ. Также это происходит под проекты или внутри группы компаний. Теоретически, считают правоведы, можно объединиться и без создания СП. Но – могут возникнуть юридические сложности.

ПОЧЕМУ ФАС ПРОТИВ

В СМИ представлены разные версии, почему ФАС выступила против совместного предприятия. Одна из них – производители общими усилиями смогут определять цены на топливные баки и тормозные колодки. Однако, по мнению экспертов, в тексте решения ведомства нет однозначных признаков картеля.

Более того, подобное решение ФАС идет вразрез с ее деятельностью. Обычно антимонополисты дают добро на создание СП. При необходимости представители ведомства могли бы дать предписания – что можно делать в рамках совместного предприятия, а что нельзя. Так можно было бы сохранить здоровую конкуренцию.

Еще один рассматриваемый вариант – компании могли бы заранее предоставить регулятору проект по созданию СП для его оценки. В этом случае производители получили бы подробное объяснение последствий соглашения. В случае необходимых доработок – вновь подали бы ходатайство.

Стоит отметить, что публично Traton и Hino Motors не заявляли о желании подписать специнвестконтракт, который может выдавать налоговые льготы в обмен на инвестиции, чтобы получить доступ к субсидиям в отечественном автопроме.

По мнению специалистов, если переговоры о снятии санкций США с группы ГАЗ Олега Дерипаски будут успешными, участником ее СПИК с государством может стать Volkswagen. Совместные вложения (к текущим 21 млрд рублей) составят почти 14 млрд.