Грузовики поедут на голос
В России разрабатывается проект по внедрению голосового управления в бортовую систему грузовых автомобилей.
Им занимается компания «КАМАЗ», которая рассчитывает, что подобное управление позволит водителям во время движения не отвлекаться на нажатие кнопок и сконцентрироваться на дороге, увеличив тем самым безопасность движения.
Проект проводится совместно с группой ЦРТ. Ее представители отметили, что первый этап разработок сдан. Грузовые автомобили с подобным модулем появятся в следующем году.
Что дает эта система? Благодаря ей водитель сможет пользоваться целым мультимедийно-навигационным комплексом. Причем для этого ему достаточно подавать голосовые команды, а его руки при этом остаются на руле.
Специально запоминать команды не придется. Управление создано таким образом, чтобы распознавать речь конкретного человека. Представители ЦРТ подчеркивают, что с помощью данной системы человек сможет управлять мультимедийными программами – например, менять радио или песни на диске. Кроме того, под его контролем находится навигация, телефонная книга. К тому же он сможет проводить первичную диагностику машины – например, получать сведения об уровне заряда аккумулятора.
Этот модуль не имеет ограничений по тематике запросов. Разработчики бортовой системы могут встроить в нее какие угодно темы Общаться с водителем модуль сможет через систему голосового воздействия – в этом случае человек услышит синтезированный голос, который будет уточнять у человека его пожелания, команды и т.д.
Основой данного модуля является технология спонтанной/неподготовленной речи. За понимание водителя отвечает функция распознания, синтез берет на себя роль коммуникации с человеком. Взаимодействие происходит благодаря искусственному интеллекту. Если система не поймет запрос, то уточнит его у водителя или предложит свои варианты.
Как отмечают разработчики проекта, в самом начале они преследовали амбициозную цель – создать инструмент, который смог бы работать везде, где бы ни был грузовик «КАМАЗ» - то есть в любой точке России, где не факт, что есть сотовая связь или интернет.
Поэтому система разработана без подключения к какому-либо типу связи и сможет распознавать речь водителя где угодно.
Другой задачей было создание такой системы, которая смогла бы распознавать речь водителя в условиях шума. Например, если открыты окна в кабине. С этой целью в кабине было выбрано оптимальное место для размещения микрофона. Кроме того, специалисты изучали разные типы шумов и применяли алгоритмы очистки звука.
Во время тестирования «КАМАЗа» на полном ходу проводилась запись голоса для того, чтобы в итоге достичь высоких показателей точности распознавания.
По словам представителей ЦРТ, на сегодняшний день основные задачи выполнены. Модуль способен распознавать человеческий голос во время движения и без подключения к интернету. Следующим этапом работы станет усовершенствование устройства во время опытной эксплуатации. А в 2017 году на дорогах России могут появиться первые грузовики, которые будут подчиняться голосу водителя.